Профессия директор по маркетингу: какая зарплата и что должен уметь директор по маркетингу?

Сегодня чтобы успешно вести бизнес, нужно постоянно изучать предпочтения потребителей и использовать инструменты, позволяющие поддерживать связь с целевой аудиторией. В крупных компаниях за это отвечает маркетинговый отдел, который занимается составлением, внедрением и анализом рекламных кампаний. Управляет его работой директор по маркетингу – руководитель, который решает стратегические вопросы, управляет своей службой, а также служит точкой пересечения всех подразделений.

Время чтения: 14 мин.

Сегодня чтобы успешно вести бизнес, нужно постоянно изучать предпочтения потребителей и использовать инструменты, позволяющие поддерживать связь с целевой аудиторией. В крупных компаниях за это отвечает маркетинговый отдел, который занимается составлением, внедрением и анализом рекламных кампаний. Управляет его работой директор по маркетингу – руководитель, который решает стратегические вопросы, управляет своей службой, а также служит точкой пересечения всех подразделений. Для каждой компании Chief Marketing Officer (CMO) – супергерой, от действий которого зависит ее успех, прибыль и имидж. В представленной статье мы расскажем об особенностях этой профессии, ее плюсах и минусах, а также о том, как стать специалистом в этой области.

Особенности профессии

Руководитель маркетингового отдела – специалист, в обязанности которого входит анализ потребительских качеств продукта, организация работы по изучению мнения целевой аудитории, прогноз покупательского спроса и рыночной конъюнктуры. На основании проведенных исследований он составляет маркетинговую стратегию компании и предложения, которые помогут повысить качество и конкурентоспособность продукта.

Директор CMO – универсальный специалист. Во-первых, он стратег, знающий, куда двигаться компании, и располагающий планом «Б». Во-вторых, он аналитик, перерабатывающий огромный поток информации и составляющий на ее основе эффективные маркетинговые стратегии. В-третьих, он управленец, способный контролировать собственное время и время целой команды.

Директор маркетингового отдела принимает непосредственное участие в финансовом управлении фирмы. Он занимается политикой ценообразования на каждом этапе производства продукта. В его обязанности также может входить анализ инвестиций и срока их окупаемости, расчет денежных потоков, оценка, финансовых, операционных и других рисков компании.

Список обязанностей

В саду на деревянном столе лежит смартфон и стоит ноутбук, на который наклеены разноцветные стикеры

Директор маркетинговой службы должен ставить цели компании превыше своих. В идеале, для него это должны быть равнозначные понятия. Все его действия должны быть направлены на рост продаж и прибыли, улучшение репутации бренда, повышение его узнаваемости. При этом в отличие от рядового маркетолога ему не нужно отчитываться за стоимость клика или кликабельность.

В список задач директора по маркетингу входит:

  • разработка и реализация маркетинговых стратегий (составление плана, контроль его выполнения и доведение до результата);
  • управление бюджетом (планирование расходов, составление сметы, отчеты по расходам);
  • исследование рынка (анализ конкурентной среды, налаживание каналов сбыта, отслеживание успехов и провалов конкурентов, поиск возможностей для развития бренда);
  • составление портрета ЦА (изучение интересов, поведения и характеристик покупателей);
  • стимулирование торговли (разработка программ лояльности, рекламных акций и бонусных программ);
  • управление командой (мотивация подчиненных, поддержание командного духа, составление инструкций, отстаивание интересов команды перед руководителями);
  • координирование работы маркетинговой и других служб (взаимодействие с программистами, менеджерами, руководителями других подразделений);
  • организация продвижения (настройка контекстной рекламы, контроль SEO и SMM специалистов, отслеживание эффективности);
  • оценка эффективности маркетинговых мероприятий (составление отчетов, отслеживание и анализ статистических данных, оценка работы маркетинговых инструментов и каналов).

Директор маркетингового отдела может доверить каждую задачу ответственному сотруднику, но в любом случае контролировать процесс и отчитываться по результатам ему придется самому. Небольшие компании могут нанимать CMO стороны. Крупным предприятиям выгоднее содержать собственный маркетинговый отдел и назначать руководителя, который знаком с продуктом и внутренними бизнес-процессами.

Плюсы и минусы профессии

Мужчина в деловом костюме держит в руках лист бумаги

Залогом успеха компании является грамотная маркетинговая политика. Поэтому чтобы получить в свою команду квалифицированного маркетолога, руководители готовы повысить «ценник» и расширить социальный пакет. Сегодня в список преимуществ должности CMO можно включить:

  • высокую оплату труда,
  • престижность,
  • полный социальный пакет,
  • свободу действий,
  • возможность видеть результаты своей работы и целой команды,
  • влияние на бизнес-процессы всей компании.

До того, как перейти на новую должность, нужно занизить свои ожидания и быть готовым к тому, что у нее есть недостатки. Во-первых, вместе с зарплатой растут риски и ответственность. Во-вторых, CMO должны быть постоянно на связи с командой и руководителями. Это означает ненормированный рабочий день, отсутствие нормального отдыха на выходных и в отпусках. В-третьих, частые командировки. Если для молодых маркетологов это будет скорее плюсом, семейным людям будет доставлять неудобства.

Требования к кандидатам

Директор по digital или другому маркетингу – верхняя ступень карьерного роста. Получить эту должность можно, проработав несколько лет на компанию или перейдя из другой организации. Судя по размещенным вакансиям, потенциальные работодатели ищут кандидатов со следующими навыками:

  • знание нормативно-правовой базы в области маркетинга,
  • доскональное знание бизнес-процессов и законов рекламного рынка,
  • владение методами изучения мотивации потребителей,
  • владение методами определения платежеспособности спроса,
  • знание продукта компании и профильного рынка,
  • владение методами маркетинговых исследований,
  • наличие опыта планирования бюджета маркетинговой деятельности,
  • наличие в кейсе успешно реализованных рекламных и маркетинговых стратегий,
  • наличие опыта проведения конкурентного анализа и исследования политики ценообразования,
  • наличие опыта создания маркетинговых отделов,
  • владение иностранными языками,
  • владение современным ПО,
  • владение методами работы со СМИ.

Предпочтение отдается ответственным, организованным, стрессоустойчивым сотрудникам, наделенным организаторскими качествами, стратегическим и аналитическим мышлением.

Обучение

Часть клавиатуры ноутбука, где на кнопке Ввод изображена конфедератка как символ обучения

Профессия директор по маркетингу может быть освоена через собственный опыт. Как правило, все успешные CMO были когда-то редакторами, директологами или SMM-специалистами. Чтобы добраться до вершины карьерной лестницы, нужно:

  • постоянно расширять маркетинговый кругозор,
  • осваивать и внедрять разные маркетинговые инструменты,
  • реализовывать сложные проекты,
  • анализировать успехи и поражения,
  • учиться работать в команде и возглавлять ее,
  • осваивать навыки управления.

Только так можно стать ценным сотрудником, который в перспективе займет кресло руководителя маркетингового отдела. Здесь еще понадобится смелость, чтобы отвечать за результаты работы всей команды.

Помимо практических навыков, нужно образование маркетолога. Получить его можно в высшем учебном заведении, на профильных курсах или в онлайн-школе. При поиске CMO работодатели отдают предпочтение кандидатам, у которых есть диплом в области экономики, финансов, психологии, социологии, менеджмента и маркетинга. Наличие дополнительного образования, например, сертификата о прохождении программы MBA или курсов Chief Marketing Officer. Специалистов в этой сфере готовят:

  • Российская экономическая школа,
  • Российская государственная академия интеллектуальной собственности,
  • Российский институт профессионального образования «ИПО»,
  • Международная Академия Экспертизы и Оценки,
  • Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса и др.

Предпочтительно дистанционное или ускоренное образование, которое позволит овладеть нужными управленческими, стратегическими и аналитическими навыками за короткий срок. За 3-6 месяцев обучения в онлайн-школе можно научиться управлять бюджетом, выстраивать эффективные рекламные стратегии и анализировать их, руководить командой и работать с другими подразделениями.

Перспективы и возможности для роста

Директор маркетингового отдела – топовая должность, привлекающая хорошей зарплатой, социальным пакетом и возможностями для дальнейшего роста. Неудивительно, что каждый целеустремленный маркетолог или менеджер стремится занять ее. Однако даже наверху карьерной лестницы перед квалифицированным и успешным СМО открываются широкие перспективы. Среди них:

  1. Переход в другую компанию с более высокой оплатой труда или широким соцпакетом. Работая в небольшой фирме, можно не только набраться опыта и повысить квалификацию, но и наладить деловые контакты, которые пригодятся в будущем. С хорошим резюме и кейсами успешно реализованных проектов прямая дорога в крупные отечественные или зарубежные бренды.
  2. Открытие собственного дела. Имея опыт и наработанную клиентскую базу, маркетолог может открыть собственное агентство. Здесь вместе с рисками и уровнем ответственности будет расти и заработок.
  3. Создание собственного курса или информационного продукта. Монетизировать свой опыт можно, начав выпускать книги, организовывать мастер-классы, читать лекции или выступать в качестве спикера на форумах и конференциях. Знания будут полезны начинающим маркетологам, директорам и владельцам бизнеса.

Директор по маркетингу – это не только хорошая зарплата. Это в первую очередь знания и опыт, которые помогут составлять эффективные рекламные стратегии как для продвижения крупной компании, так и для развития личного бренда.

Средняя зарплата

Зарплата – наиболее приятная сторона этой профессии. Плюс во многих крупных компаниях в комплект к ней идут бонусы и премии, которые начисляются за успешную сдачу проектов. Поэтому новичкам не нужно бояться относительно невысокой стартовой ставки. Она не является показателем низкого дохода. По состоянию на 2021 г., средняя зарплата директора по маркетингу в России составляет 100 тыс. руб. Причем в регионах она может быть 80 тыс., а в Москве и Санкт-Петербурге доходить до 350 тыс. руб.

По уровню зарплаты конкуренцию директорам маркетинговых отделов составляют байеры (100 тыс. руб.), руководители интернет-проектов (100 тыс. руб.), email-маркетологи (70 тыс. руб.). Сюда же можно отнести SMM и контент менеджеров, таргетологов, SEO-маркетологов.

Советы начинающим

Руководитель маркетингового отдела – ответственная и нервная должность. Действия этого специалиста влияют на успех компании, ее прибыль и конкурентоспособность. По сути, когда руководитель нанимает CMO, он дает ему карт-бланш и свободу при продвижении бренда на реальном или цифровом рынке. Поэтому прежде чем взять на себя такую ответственность, новичку нужно научиться продвигать себя самому. Для этого:

  1. Оттачивайте навыки на небольших или волонтерских проектах, в которых можно получить релевантный опыт, зарекомендовать себя и наработать клиентскую базу.
  2. Следите за трендами рынка.
  3. Отслеживайте действия конкурентов.
  4. Посещайте мастер-классы и слушайте лекции успешных маркетологов отечественного и зарубежного рынка.
  5. Учите иностранные языки.
  6. Изучайте, осваивайте и внедряйте новые маркетинговые инструменты и технологии.
  7. Развивайте коммуникативные навыки и лидерские качества, которые пригодятся в будущем, когда вы будете отвечать за команду.

Если уже в начале карьеры у вас есть возможность устроиться в крупную компанию, не нужно отказываться от нее. Так при наличии навыков и стремления удастся раз в 1-2 года переходить на следующую ступень карьерной лестницы, постепенно увеличивая свой гонорар и приближаясь к заветной цели – должности директора маркетингового отдела.


(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
Поделитесь статьей

Пройти тестирование

Проверьте свои знания интернет-маркетинга

Бесплатные вебинары

Раскрываем полезные темы для интернет-маркетологов!

Возник вопрос? Задай!

Свяжитесь с нами, и мы расскажем о всех подробностях обучения

Подпишитесь на рассылку

Полезные статьи, дайджест и анонсы курсов. Без спама.