Профессия Product Manager: кто это, сколько зарабатывает и чем занимается?

Профессия продакт менеджера не так давно появилась на рынке, но успела быстро стать актуальной. За последние три года спрос на специалистов в этой нише стремительно вырос. Сегодня представить мир IT и большинство стартапов без такого эксперта практически невозможно.

Время чтения: 13 мин.

Профессия продакт менеджера не так давно появилась на рынке, но успела быстро стать актуальной. За последние три года спрос на специалистов в этой нише стремительно вырос. Сегодня представить мир IT и большинство стартапов без такого эксперта практически невозможно.

В статье собрана информация о том, что делает продакт менеджер, какие его основные обязанности, возможности карьерного роста, уровень заработка и еще масса других интересных моментов.

Особенности профессии

Чтобы понять, чем занимается продакт менеджер, необходимо детально углубиться в бизнес-процессы. Специалист по функциональным обязанностям является «связующим звеном» отделов компании. Главная его задача – управление и контроль процессов во время создания нового продукта или услуги. К ним относятся:

  • Принятие, обсуждение или отклонение идеи.
  • Построение плана технической реализации задачи.
  • Создание отчетности для дальнейшего анализа, усовершенствования бизнес-процессов.

Перечень обязанностей зависит от направления компании. Чтобы понять, что должен уметь продакт менеджер, необходимо углубиться в выбранную нишу. Например, одни компании доверяют специалисту генерацию идей, а вторые – только контроль за их реализацией.

В процессе работы менеджер взаимодействует со всеми вовлеченными специалистами. Вместе с этим он проводит детальный анализ рынка, определяет стратегию воздействия на целевую аудиторию, проводит тестирование для усовершенствования предлагаемого продукта.

Если подвести небольшой итог того, что делает Product Manager, достаточно выделить:

  • генерирование идеи;
  • разработку стратегии развития;
  • набор и создание команды для реализации поставленной задачи;
  • контроль каждого этапа.

Не стоит путать продакта с проджектом. Одна из самых распространенных ошибок – не разделять обязанности этих специалистов. Если задача первого «разбить» создание продукта на конкретные этапы и выстроить четкий алгоритм реализации задачи, то задача второго – контролировать выполнение в рамках поставленных сроков и доступных ресурсов.

Рroduct manager – одна из самых востребованных сегодня вакансий. Главная особенность – высокий уровень оплаты труда. Но важно понимать, что на специалиста ложится большая ответственность.

пример основных направлений деятельности Product Manager

Чем занимается product manager: чек-лист основных обязанностей

Задачи и обязанности могут отличаться в зависимости от ниши. Чтобы не запутаться, предлагаем разбить на этапы основные обязанности эксперта на примере работы в IT-компании.

  1. Разработка уникального IT-продукта.

Продакт менеджер – это сотрудник, который на первом и основном этапе выполняет следующее:

  • Определяет и прописывает ключевые бизнес-цели представленного решения.
  • Собирает команду исполнителей, определяет уровень ответственности каждого специалиста, выставляет задачи.
  • Проводит детальный анализ рынка, изучает последние тенденции и конкурентов, занимается разработкой ценностных предложений в рамках позиционирования продукта.
  • Вместе с командой определяет видение продукта, его вероятные перспективы, пути усовершенствования.
  • Занимается созданием MVP-продукта или его прототипа.

По первым приблизительным задачам можно определить, что должен знать product manager.

Не стоит заранее пугаться, ведь у каждого специалиста есть собственная команда, которая помогает ему с реализацией и контролем каждого пункта.

  1. Тестирование, доработка IT-продукта.

Переходить к этому этапу можно уже после сдачи конкретных этапов или комплексного продукта.

С какими обязанностями обязательно столкнется специалист:

  • Проведение тестирования не только тестировщиками, но и на реальных пользователях, покупателях, при продажах.
  • Внос корректив или доработка не только продукта, но и продуктовой концепции, так как результаты тестирования не всегда оказываются удовлетворительными.
  • «Подгон» под результаты тестов стратегии построения контента, продвижения и дальнейшего развития выпускаемого продукта.
  • Подготовка к запуску.

Этот этап можно назвать одним из самых загруженных и стрессовых, ведь часто приходится «перекраивать» стратегию и начинать все почти с нуля.

  1. Продвижение и последующее сопровождение продукта.

В рамках этого этапа специалисту приходится сталкиваться с такими задачами, как:

  • Работа с целевой аудиторией, регулярное увеличение числа пользователей, например, приложения или сайта.
  • Проведение комплексной продуктовой веб-аналитики.
  • Выполнение финансового моделирования и бюджетного планирования.
  • Глубокий анализ и исследование потребностей целевой аудитории не только на национальном, но и на международном рынках.

Если вы задумываетесь о том, как стать product manager, важно заранее ознакомиться с обязанностями в конкретной нише.

рабочий процесс Product Manager

Плюсы и минусы профессии

Продакт менеджер– человек, который ведет и курирует все процессы. Главные плюсы профессии:

  • Хорошие перспективы. Представленное направление только продолжает развиваться, поэтому спрос на квалифицированных, а главное ответственных работников будет только расти.
  • Высокая оплата труда. Зарплата product manager различается по нише, задачам. Чем интереснее и сложнее продукт, тем выше ответственность и, соответственно, заработная плата.
  • Творческая реализация и личностное развитие. Профессия предлагает массу вариантов для личностной реализации, давая возможность воплощать самые оригинальные и нестандартные идеи.
  • В случае успешной реализации продукта вы можете рассчитывать на бонусыи дополнительные «плюшки» от руководства и непосредственно компании.

Но есть и ряд недостатков:

  • Работа связана со стрессом, поэтому деятельность подходит исключительно тем, кто отличается высокой стрессоустойчивостью.
  • Всегда быть на связи – так как генерация идей, тестирование и запуск продуктов часто не вписывается в установленные дедлайны.
  • Работать в условиях четко ограниченного времени.
  • Идти на риск.
  • На каждом этапе специалисту необходимо быть готовым к «мозговому штурму» и другим «испытаниям».

Это основное, что должен знать продакт менеджер перед началом своего карьерного пути. В целом, чтобы стать профессионалом, необходимо иметь не только высокие профессиональные навыки, но и индивидуальные способности.

Качества, которые необходимы специалисту такого профиля или что нужно знать продакт менеджеру

Для работы такого формата подойдут люди, которым характерны следующие черты:

  • Доминирование. Обычно свойственно начальникам, руководителям и собственникам бизнеса. Без этого качества невозможно представить лоббирование как собственных интересов, так
  • и взглядов команды, изменений по продукту, дополнительного бюджета.
  • Настойчивость. Дает возможность специалисту завершать начатое дело, достигать поставленных целей. Тяжело представить продакта, который без настойчивости контролирует сроки и качество выполнения конкретного задания.
  • Ответственность. Специалисты с такой личностной особенностью убеждены в том, что все зависит только от них, а не от внешних обстоятельств. Поэтому они работают исключительно на результат.
  • Креативность и всесторонняя «продвинутость». Тяжело представить product manager без идей, развитой интуиции и широкого круга интересов, которые дают ему возможность генерировать идеи, искать пути усовершенствования, предлагать креативные решения, применять творческий подход.
  • Неконфликтность. Работа на данной позиции предполагает постоянную коммуникацию
  • и взаимодействие с людьми. Профессионал будет стараться избегать конфликтов, найдет вариант решения спора и будет воспринимать каждого члена команды позитивно.
  • Артистичность. Представленное качество позволяет эксперту понимать и чувствовать, как вести себя с заказчиками и исполнителями, чтобы настроиться на одну волну. Артистичность позволяет обходить «острые углы», помогает преодолевать конфликтные ситуации, дает возможность слегка манипулировать сотрудниками для достижения рабочих целей.

Если вы знаете, чем занимается продакт менеджер в IT, то вы можете понять, что только личных качеств – недостаточно. Вместе с этим важно иметь и профессиональные навыки: стратегическое мышление; владение технологиями Agile-маркетинга; четкий тайм-менеджмент; знания в сфере финансовой отчетности и мониторинга финансовых расходов для обеспечения стабильности проектов; лидерство или способность человека мотивировать и вести команду за собой.

требования к Product Manager, что нужно уметь

Перспективы профессии

Если вы задумываетесь о том, как устроиться на работу продакт менеджером и надо ли, предлагаем посмотреть на статистику:

  • В 2020 году приблизительно 1500 компаний искали управляющих запуском конкретных продуктов. Помимо этого, компании предлагают аналогичные и смежные вакансии, которые перекликаются с проджект- и бренд-менеджментом. В 2021 году указанные цифры только продолжают расти, указывая на то, что направление – перспективное, интересное и актуальное
  • Средняя зарплата продакт менеджера – 150 000 руб. В IT суммы намного больше, так как приходится работать с зарубежными проектами. Максимальная сумма – 600 000 руб. Такая зарплата проджект менеджера в Москве уже не удивляет и это не предел.

Один из главных плюсов указанного направления – возможность работать в условиях фриланса. Удаленка дает возможность получить первый интересный опыт, обучиться основным скиллам. Если вы хотите зарабатывать до 600 000 руб. и выше, рекомендуется регулярно мониторить вакансии, так как их количество только продолжает расти.

графическое отображение работы в условиях четкого тайм-менеджмента

Как стать продакт менеджером с нуля: основные рекомендации

Обучиться азам и пониманию стандартных принципов можно на экономических, PR и маркетинговых факультетах ВУЗов. Но такого образования – недостаточно, ведь за специалиста «говорит» его портфолио. Чтобы уметь отслеживать последние бизнес-тенденции, уметь управлять бизнес-процессами, рекомендуем регулярно повышать свою квалификацию, проходя узконаправленные курсы.

Обратите внимание на то, что продакты в фармацевтике и промышленности обязательно должны иметь специальное отраслевое образование.

В процессе обучения вы начнете формировать собственное портфолио, выполнять практические задания познакомитесь с бизнес-процессами изнутри.

Карьерный рост специалиста возможен в двух направлениях: в вертикальном – стремление занять более высокую позицию (начальник отдела маркетинга, директор по маркетингу); в горизонтальном – перейти к совершенно другой группе продуктов (что характерно технической и фармацевтической отрасли).

Вариантов развития – масса. Решили двигаться в представленном направлении? Будьте готовы к тому, что всегда придется отслеживать последние изменения, оставаясь при этом мобильным, гибким и изобретательным.


(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
Поделитесь статьей

Пройти тестирование

Проверьте свои знания интернет-маркетинга

Бесплатные вебинары

Раскрываем полезные темы для интернет-маркетологов!

Возник вопрос? Задай!

Свяжитесь с нами, и мы расскажем о всех подробностях обучения

Подпишитесь на рассылку

Полезные статьи, дайджест и анонсы курсов. Без спама.